Прокуратура требует убрать обломки Ан-2 из "Азаса"

Сегодня, 30 ноября, суд Курагинского района Красноярского края рассмотрит иск прокуратуры о возмещении ущерба окружающей среде к ООО «Саянский кедр». Надзорный орган требует от частной компании вывезти из тайги останки самолета Ан-2, который потерпел крушение вблизи тувинского озера Чойган-Холь летом этого года. Инцидент имел большой резонанс, поскольку власти республики обвинили компанию в том, что она устраивает регулярные браконьерские рейсы в заповедные территории Тувы. По их утверждениям, дело было поставлено на поток, для чего в тайге даже оборудовали незаконную взлетно-посадочную полосу. Однако «Саянский кедр» отвергает эти обвинения. Как заявляет компания, самолет купил один из ее бывших учредителей по фиктивным документам. А соорудить подпольно ВПП ему помог знакомый, да не простой, а бывший атаман Верхнеенисейского казачьего округа и экс-начальник республиканской рыбинспекции.

«Это не наш самолет и никогда он нашим не был, – заявил учредитель ООО «Саянский кедр» Владимир Карнаухов. – На балансе фирмы он не значится и по документам не проходил». 

Название «Саянский кедр» стало широко известным общественности в конце августа. Тогда в Туве на озере Чойган-Холь разбился частный самолет Ан-2, на борту которого было семь человек – жители Красноярского края и Хакасии. При жесткой посадке погиб пилот – Борис Чеботарев, который, как заявило МЧС, являлся хозяином данного борта, председателем Клуба любителей авиации Красноярского края и соучредителем ООО «Саянский кедр». Причем этот же самолет ранее задерживали в Туве по подозрению в браконьерских рейсах в районе государственного заповедника Азас.

По словам Карнаухова, его компания вполне легально производит кедровое масло и в мыслях не имела незаконно посягать на биоресурсы Тувы. Полетами, говорит он, занимался бывший директор и соучредитель ООО Михаил Горлов, который не имеет отношения к компании с 2008 года. «У нас были равные доли, – рассказал Карнаухов. – Потом возникли разногласия, мы три раза судились, в итоге достигли мирового соглашения и все перешло мне. Ан-2 он купил по фиктивным документам, поэтому претензии прокуратура теперь предъявляет «Саянскому кедру».

Абаканский следственный отдел на транспорте планирует получить результаты последних экспертиз, назначенных в связи с падением Ан-2, до конца этой недели. По их итогам будет принято положительное либо отрицательное решение о дальнейшем расследовании уголовного дела. «Сроки расследования были продлены на два месяца – до 22 декабря, – рассказали в отделе. – Был опрошен ряд лиц, назначен ряд экспертиз, на днях будет получено заключение авиатехника». Как заявляют в отделе, к 22 декабря следователи окончательно обобщат всю информацию. И тогда будет ясно, выдвигать обвинение лицам, которые могут быть причастны к падению самолета, либо закрыть уголовное дело.

Погибший Борис Чеботарев, по словам Карнаухова, был односельчанином Горлова, с ним они и организовали бизнес по не совсем легальным воздушным турам в Туву. История с появлением в тайге браконьерской ВПП бросила тень на дирекцию заповедника Азас, которую заподозрили в том, что это она помогла тяжелой техникой подпольным строителям. По данному факту прошла служебная проверка, которая для некоторых сотрудников заповедника закончилась плачевно.

 «Полоса была не на территории заповедника, а в его охранной зоне, – заявил директор Азаса Иван Демкин. – Наши сотрудники к ее сооружению никакого отношения не имели. Но один из инспекторов вовремя не прореагировал. После проверки его уволили. Заместитель директора получил строгий выговор. Полоса была построена с помощью частного трактора. Имя владельца я могу вам назвать: Владимир Беспалов». 

Беспалов – фигура в Туве довольно известная. По данным красноярского крайкома КПРФ (Беспалов является членом партии), он уроженец республики, работал на Верхнеенисейском рыбзаводе бригадиром рыболовецкой бригады, главным инженером, заместителем директора по коммерческой части, а в 2002 году дослужился уже до старшего госинспектора рыбоохраны региона. Кроме того, на протяжении 15 лет он регулярно избирался атаманом Верхнеенисейского казачьего округа.

«У нас он давно не работает, – говорит руководитель Тыварыбнадзора Владимир Ондар. – Знаю, что, когда шло реформирование рыбонадзорных структур, к нему были претензии. В том числе и со стороны прокуратуры. Потом он перебрался за Саяны, кажется, в Минусинский район. Я его не ловил, но, по слухам, он часто приезжает к нам порыбачить».

«Прокуратура требует от меня убрать обломки самолета из реки, – говорит Карнаухов. – Я могу это сделать, в конце концов Чеботарев был и моим другом, но не знаю как. Мне для этого нужен трактор, а я не могу найти Беспалова».