Об отдыхе на озере Азас

Этот материал, по большому счету, развернутый отзыв об отдыхе в одном из красивейших мест Сибири.


Начну с небольшого отступления. Всех отпускников можно разделить на две категории. Первая - это те, кто предпочитают отдыхать за границей - на пляжах у моря или в местах концентрации архитектурных памятников. Вторая - сторонники внутреннего туризма. Рассуждая о последних, можно смело отбросить предположения о том, что отдых "рядом с домом", в своем регионе - гораздо дешевле, чем за рубежом. На самом деле туристические направления в Тайланд, Китай, Вьетнам и др. зачастую обходятся дешевле поездок по местным здравницам и диким местам. Приобретение инвентаря, транспортные расходы, оплата путевки легко могут превысить траты на загранпоездку.

Вообще, любители активного отдыха в родной Сибири - люди убежденные, выносливые и не капризные. Они не требуют "all inclusive", пятизвездочного комфорта, развлечений аниматоров, бесконечного обжорства и бесплатной выпивки. Они месяцами настраиваются на трудности, готовятся к преодолению препятствий. Изучают места по картам и снимкам со спутника. Многим достаточно поставить на берегу палатку или спать в машине. В общем, суровые сибирские мужики, а нередко и женщины. А если же на месте, куда собираются ехать, есть база отдыха, где можно около печки просушить вещи, посидеть на диванах, поспать в нормальной кровати, то в путь можно отправляться вместе с семьей и получать от отдыха в труднодоступных, таежных местах массу удовольствия.

Речь пойдет о рыбалке на озере Азас в Туве. Возможно, читатель никогда не слышал о таком месте. Это и не удивительно - даже многие жители Тувы, зная об озере, никогда на нем не были. Такое часто случается: наши природные богатства и красоты нам самим менее интересны, чем иногородним. В случае с Азасом у местных срабатывает логика лентяя: зачем ехать далеко и долго, если есть места рядом, куда добираться быстро.

Для искушенных иногородних туристов, уставших от круглосуточного шума, мусора на берегах популярных водоемов, пьяных физиономий... слова "заповедные места", первозданная, нетронутая природа, потрясающая рыбалка, удаленность от цивилизации становятся определяющими при выборе места проведения отпуска.

В начале июля 2013 г. ваш покорный слуга, журналист Sibnovosti.ru Дмитрий Полушин, из Красноярска на неделю отправился порыбачить на о. Азас. Рыболовецкого скарба, как это всегда бывает в таких поездках, набралось прилично: лодка ПВХ, мотор, коптильня, канистра, ящик со снастями, продукты и др. Автомобиль, которому было суждено стать средством передвижения - Honda CR-V 1997 г.в. Туристы, побывавшие в тех местах, настроили меня, что дорога тяжелая, но в сухую погоду проехать на городском "полноприводном универсале повышенной проходимости", в принципе, можно. Поскольку альтернативный сценарий был менее комфортный: привезти в Кызыл все вещи, а там погрузить его на УАЗ и так доехать до места, то было решено ехать на своем паркетнике.

Дорога из Красноярска до Кызыла обычно длится часов 10-11. Расстояние около 850 км. Буквально два слова о трассе М-54. Дорога Красноярск-Абакан за последние годы сильно поизносилась, на многих участках трассы машину так раскачивает и подбрасывает, что мыслей о разгоне хотя бы до 120 км в час во избежание опрокидывания даже не возникает. Дорога абсолютно устарела в инженерном смысле: по одной полосе в каждом направлении - это издевательство над водителями. Из-за тихоходных бензовозов, грузовиков, советских ретро авто, водитель вынужден "тошнить" за ними, либо обгонять и рисковать жизнью. Смею предположить, что большинство ДТП с погибшими на этой морально устаревшей федеральной трасе М-54 случается именно при совершении маневра обгона. Будь на этой дороге по 2 полосы в каждом направлении, комфорта и безопасности движения стало бы больше.

На дороге от Абакана до Кызыла только одно небольшое испытание - Буйбинский перевал. Достаточно продолжительный, затяжной отрезок трассы, около 2-х часов пути, простирается в горах. Если вам доводилось быть в Ергаках, то вы понимаете, о чем идет речь. Перед поездкой проверьте уровень охлаждающей жидкости и работает ли вентилятор на радиаторе - на подъемах встречаются автомобили, которые закипели от нагрузки.

От Кызыла до о. Азас еще 260 км, из них только 70 км по асфальтированной дороге. Эти оставшиеся до озера 190 км приходится преодолевать 8-13 часов по грунтовке, временами сильно разбитой и непролазной для "паркетников", участкам с крупными булыжниками, на которых легко угробить автомобиль. По этой дороге водитель не едет, а крадется со скоростью от 5 до 20 км в час, лишь изредка разгоняясь до 40-50 км в час. Самая популярная машина в этих местах УАЗ-таблетка. Легковушки в этих местах встречаются редко, а на их владельцев смотрят, как на людей смелых, отчаянных и богатых - после такой дороги, многочисленных наездов на камни, кочки, глубокие лужи, возможно придется потратиться на ремонт машины. Забегая вперед, сообщу, что несмотря на очень медленное, осторожное прохождение бездорожья для Honda CR-V эта поездка не прошла бесследно. Из мелочи: на обратном пути в горах от нагрузки, связанной с резкими и длительными подъемами, выкипело 5 литров антифриза, и в радиатор пришлось доливать родниковую воду. А из серьезного: на очередном булыжнике был пробит задний мост, из него вытекло масло и спустя несколько сот километров редуктор заднего моста оторвался от кузова. Кроме того, видимо от многочасовой тряски вышла из строя печка. В общем, досталось автомобилю. Джипу с высоким клиренсом серьезных поломок наверняка удалось бы избежать. Впрочем, эти неприятности не смазали положительного впечатления от отдыха.

Перед поездкой на о. Азас, мы созвонились с владельцами единственной турбазы на озере - она называется "Тоштуг". Для нас забронировали лучший номер с печкой и верандой с видом на озеро. Выйдя из комнаты и расположившись в креслах, мы пили чай и любовались природой. Вокруг нас все было новое и свежее - владельцы турбазы только в прошлом году реанимировали объект, завершив его строительство. Корпус, построенный из бруса лиственницы, оказался сухим и теплым. Недавно возведенные уличные туалеты порадовали свежей покраской и отсутствием характерного запаха.

За время пребывания на Азасе мы прониклись глубочайшим уважением к хозяевам турбазы. Собственниками, бизнесменами их называть не поворачивается язык. Каждый раз, когда вставал вопрос о том, чтобы взять с клиентов деньги, они испытывали смущение и неловкость. Эта полузабытая черта советских людей - бескорыстная, великодушная порядочность, гостеприимство.

Управляют базой пожилые супруги: учительница и больной пенсионер. Глава семьи Отук-Оол Ондар, поднимал базу, пережив инсульт, с парализованной правой рукой. Sibnovosti.ru задали ему несколько вопросов.